четвер, лютого 10, 2011

Верона. Как мы искали дом Джульетты

продолжение, начало
Начали было по карте, да бросили - не спортивно.
Данте в «Божественной комедии» лукаво подсказывает:
Vieni a veder Montecchi e Cappelletti,
Monaldi e Filippeschi, uom sanza cura:
color già tristi, e questi con sospetti!
("Приди, беспечный, кинуть только взгляд:
Мональди, Филиппески, Каппеллетти,
Монтекки,- те в слезах, а те дрожат!")
(Dante Alighieri, La Divina Commedia, Purgatorio, Canto VI)

Семейство Монтекки/Монтиколи(гибеллины*) по одной версии реально существовало в XII в. и постоянно ссорилось с семейством Сан Бонифацио(гвельфы*), союзниками которых считают Даль Каппелло. В начале XIII века власть в городе захватило семейство Эццеллино, сторонники Монтекки. В 1269 году Эццеллино да Романо умер (отказался от еды и питья в плену) и к власти пришли Делла Скала (см. предыдущий пост).
По другой (ее предложил американский историк Олин Мур) Монтекки и Капулетти - вовсе не имена собственные, а названия двух политических партий, точнее, их "местных ячеек", представлявших в Вероне главные соперничавшие группировки средневековой Италии - Гвельфов и Гибеллинов*.
Эта борьба продолжалась с середины XII в. до второй половины XIII в., а потом выродилась в заурядную междоусобную склоку местечкового масштаба. Одна из группировок Гибеллинов приняла имя Монтекки, по названию замка Монтеккьо-Маджоре, что возле Виченцы: именно там состоялся учредительный съезд партии. Верона расположена всего в 45 км к западу от Виченцы, и этой группировке удалось сделать своей марионеткой правившего там представителя партии Гвельфов, имя которой происходит от "капулетто" - маленькой шапочки, служившей членам этой партии отличительным знаком. Вот почему в исторических документах не содержится никаких упоминаний о столкновениях между Монтекки и Капулетти.
Уже в наши дни из средневековых построек были выявлены два здания, вероятно, принадлежавшие в 13 веке известным веронским семьям Монтиколи (Монтекки) и Даль Каппелло (Капулетти).
На виа Арке Скалигери расположен обветшалый, но внушительный дворец, который считается в народе Домом Ромео - "Casa di Romeo". Он принадлежал семейству Ногарола, затем был конфискован Делла Скала, а после падения династии, вернулся к своим прежним хозяевам.
Все эти здания - туристические заманухи, не более.
Увидели такой указатель - развили тему до полного неприличия
А дело заведено случилось задолго до Шекспира. Сюжет разработан ещё Овидием в истории о Пираме и Фисбе.
Потом в 1524 г.  Луиджи да Порто пишет роман о благородных влюбленных, опубликованный в 1531 г. Из окон своей виллы да Порто Montorso он любовался на два величественных замка, расположенных строго друг напротив друга и они вдохновили его на композицию романа
В его новелле впервые фигурируют образы юной влюбленной пары и имена Ромео и Джульетты. Считается, что их имена вымышленные, так как многочисленные исследования биографии писателя выявили схожесть романтической влюбленности самого Луиджи с описанной им историей про Ромео и Джульетту. Так что прообразами последних скорее всего были Луиджи и его возлюбленная Лючина.
Через 38 лет новеллист Маттео Банделло (1485—1561) написал одноименную новеллу, сюжет которой Артур Брук заложил в основу одноимённой поэмы (1562). Ее-то и прочитал Шекспир
Принято считать, что Шекспир в имена действующих персонажей вложил некий смысл:
имя Джульетта происходит от англ. July, Июль, рожденная в Петров день, 12-го июля;
Тибальдами называли в ирландской культуре котов, персонаж ведет себя как задиристый кот;
Ромео — с латинского «паломник», у Шекспира вероятно «паломник любви»;
Меркуцио — от англ. Mercury — ртуть, персонаж так же непоседлив и всегда в движении, как и металл.
Шекспировскую 'историю' Ромео и Джульетты, написанную в 1595 г. относят к периоду правления Бартоломео I Делла Скала в 1301-1304 гг.
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас события,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролития.
Друг друга любят дети главарей...
Б. Пастернак
В двух семьях, равных знатностью и славой,
В Вероне пышной разгорелся вновь
Вражды минувших дней раздор кровавый
Заставил литься мирных граждан кровь.
Из чресл враждебных, под звездой злосчастной
Любовников чета произошла...
Т. Л. Щепкина-Куперник
В Вероне древней и прекрасной,
Где этой повести ужасной
Свершилось действие давно, -
Два уважаемых равно,
Два славных и высоких рода,
К прискорбию всего народа,
Старинной, лютою враждой
Влеклись - что день - то в новый бой.
Багрились руки граждан кровью;
Но вот, под роковой звездой
Чета двух душ, исполненных любовью,
Из тех враждебных родилась утроб...
А.Григорьев
Веронский Тибальд
И совсем непонятно, почему в здании под номером 23 по Виа Каппелло день рождения Джульетты празднуется не по Шекспиру, а 16 сентября.
Тоже веронские балкончики

Интересное название, не находите?
Вот так шли-шли и нашли. За сиськи грудь девушку хватать не стали, внутрь за деньги не пошли.
Клуб Джульетты/Club di Giulietta (ага, про который кино сняли) в День Святого Валентина здесь приветствует и награждает тех, чьи письма к героине были самыми проникновеннымимимимимими.

Не поверите, но дальше еще интересней!
_________________________
** Немецкое «Вельфы» (Welf) итальянцы произносили как «Гвельфы» (Guelfi); в свою очередь «Гибеллины» (Ghibellini) — искаженное немецкое Waiblingen. В Германии так именовались две соперничающие династии — Вельфы, которым принадлежали Саксония и Бавария, и Гогенштауфены, выходцы из Швабии (их именовали «Вайблингами», по названию одного из родовых замков).

Верона и ее правители

Дорогие мои читатели, а особенно, читательницы. А давайте я вам чего покажу Верону, пока вы хлопочете с детьми и по-хозяйству и вам недосуг слетать туда по-бырому. Я через это уже прошла, а свободой надо делиться, иначе на кой она нужна не столь сладка.

Вот вы наверняка думаете, что 'если  мы говорим: Верона, то подразумеваем Ромео и Джульетту'. Не торопитесь, скоро дети растут, да не скоро посты на теле сказываются.
А слово Верона по-венециански означает 'истина'
 Итак - вперед, не отстаем, подтягиваемся. На главную площадь старого города Пьяцца Бра приглашают Портони-делла-Бра (гугль переводит как 'бюстгальтер') - две могучие груди зубчатые* арки, водруженные в конце XIV века на месте античных городских стен. От этих построек сохранилась Пятиугольная башня.
Обратите внимание на прозрачные часы
Это не демонстрация, а простые мирные туристы, не трогайте их
 Мы с вами такой толпой по Вероне не попремся,  а разобьемся на пары по интересам. Чур, я выхожу замуж за Николая (с). Поведет нас моя любимая подруга Ануш, которая когда-то жила в Неаполе, а последние много лет живет в округе Венето.
Лестница на колоколе – символ семьи Скалигери/Scaligeri (от итал. Scala)
 Ануш армянка и итальянцы ее 'держат за свою', потому как неотличима и внешне, и по темпераменту.
Так, мы зашли в замок-крепость Кастельвеккио (Старый замок)
Историки так точно и не смогли установить, откуда взялся первый представитель семейства Делла Скала (более известного под латинизированной формой фамилии Скалиджери) Мастино I. В 1260 г. он был избран подестой Вероны, а в 1262 г. он уже был "capitano del Popolo" - народным предводителем Вероны. Так начался период правления семейства Скалиджери, который закончился в 1387 г.
В 1312 г. власть перешла к Франческо, но мало кто знает его настоящее имя: он больше известен по своему прозвищу Кангранде I - Большой Пес (1291-1329).
 Во все оконца заглядывают роскошные виды на реку Адидже и холм Сан-Пьетро
Кастельвеккио построил Кангранде II Делла Скала, теперь тут музей истории Вероны.
(Это была еще та семейка. Кангранде II вошел в историю как параноик: везде видел заговоры и предательство. Он так жестоко давил все зародыши измены, что вызвал восстание против своего правления. Восстание было жестоко подавлено, но это не спасло Кангранде II, он был задушен своим братом Кансиньорио. Кансиньорио настолько патологически хотел власти, что даже пытался соблазнить жену убитого им брата, но безуспешно. Престол он хотел оставить своим двум незаконным сыновьям Антонио и Бартоломео, и чтобы никто не помешал, упрятал в тюрьму своего младшего брата Паоло Альбоино, а затем велел убить его.
Правда, он еще много строил, снижал налоги и нажил очень приличные деньги, сдавая в аренду церковные земли. Кансиньорио был не слишком чистоплотным в своих коммерческих делах и все эти его грехи ему не были отпущены на смертном одре, а только после смерти).
Мост Скалигеров (1355 г.) был взорван в 1945 г. и восстановлен из кирпичей, поднятых со дна реки.
Во дворце Делла Скала бывали поэты и музыканты, живописцы и шуты, но, пожалуй, больше всего при дворе Кангранде I жило почетных пленников и изгнанников. Все эти Джакомо да Капрара, Альбертино Муссата, Ванне Скарнаццано и многие другие пользовались во дворце известной свободой, имели своих собственных слуг и неплохой стол. Иногда Кангранде приглашал некоторых из них к своему столу.
Данте был частым гостем при дворе Кангранде I, хотя тот и позволял себе в отношении Флорентийца довольно грубые шутки, но и Поэт не лез за словом в карман.
Однажды шуты и придворные актеры решили насолить Данте из-за того, что тот свысока к ним относился. Во время пира они подговорили маленького мальчика сваливать под ноги Данте кости, которые в те времена просто бросали под стол. По окончании пира стол отодвинули, и Кангранде с удивлением сказал, что он не знал о такой любви поэта к мясу. На это Данте довольно дерзко ответил:
"Вы не увидели бы здесь столько костей, если бы я был собакой!"  Но обошлось.
Он первым из Делла Скала начал носить шлем в виде собачьей головы. В таком шлеме Кангранде I и изображен на своем надгробном памятнике (тот, что лежит справа).
Именно его видел Данте в роли объединителя Италии, но Кангранде I не свершил и части своих замыслов, так как он внезапно умер в возрасте 37 лет (есть версия, что его отравили).
Данте прославил Кангранде I, посвятив ему свой "Рай". По словам Боккаччо, Данте посылал Большому Псу песни "Божественной комедии" и никому не давал их переписывать, пока не узнавал его мнения. Их дружеские отношения продолжались до самой смерти Поэта_ а после смерти Данте его ученик Джованни Квирини просил у Кангранде разрешения ознакомиться с еще неизвестными ему песнями "Рая".
Памятник Данте
Больше всего о дружеских отношениях семейства Делла Скала и Данте говорит тот факт, что Пьетро Алигьери, один из сыновей Данте, поселился в Вероне, где всегда пользовался покровительством ее правителей. Его потомки, правда, по женской линии, до сих пор живут в Вероне.
Кстати, сыновья Кансиньорио, Бартоломео (1360-1381) и Антонио (1362-1388) совместно правили в течение шести лет. Потом Антонио надоело и  он решил избавиться от брата.
Бартоломео был зарезан во сне вместе со своим секретарем, а их тела, завернутые в черные плащи, были подкинуты на площадь Санта Чечилия близ дома Ногарола, в чью дочь был влюблен Бартоломео.
По приказу Антонио были схвачены все взрослые члены семейств Ногарола и Маласпина и преданы суду. Их жестоко пытали, но никто не сознался в приписываемых им преступлениях. Так скоро уже почти все были убеждены в том, что Бартоломео был убит своим братом.
Чтобы развеять эти опасные для его власти слухи, Антонио усилил слежку за недовольными и предпринял усиленные меры личной безопасности. Он также пытался отвлечь народ празднествами и увеселениями.
Самым ярким эпизодом в этой череде праздников была свадьба Антонио делла Скала с Самаританой да Полента, дочерью правителя Равенны. Свадебные торжества продолжались 27  дней и отличались необычайной пышностью. Прекрасная Самаритана въехала в Верону вся усыпанная драгоценными камнями и алмазами. Рассказывали, что даже ее чулки были усыпаны рубинами и сапфирами.
На веронской арене был сооружен "Замок любви". Его обороняли девицы и дамы знатнейших семейств Вероны и Виченцы, защищаясь цветами, сластями и благовониями от приступов молодых людей.
Но потом началась война между Падуей и Вероной и Антонио бежал в Венецию.
Антонио делла Скала умер в Венеции через два года, а обедневшей Самаритане Венеция предоставила достаточно скромную пенсию, так как рассматривала Верону как свой военный трофей.
В 1405 г. Верона была аннексирована Венецией,  семейство Дела Скала было отстранено от власти, поэтому на пьяцца дель Эрбе самым важным объектом является лев св. Марка. Дож Микеле Стено (?-1413), приветствуя делегацию Вероны в белых одеждах, которая вручала ему ключи от города, сказал по этому поводу:
"Народ, блуждавший во тьме, увидел великий свет".

В 1797 году только Верона восстала против войск Наполеона, но даже Венеция ее не поддержала.
Крылатый лев св. Марка, которого мы видим в наши дни, был установлен благодарными веронцами в 1888 году.
продолжение "Ищем дом Джульетты" следует
__________________
* Архитектор Аристотель Фиораванти родом из этих мест. Промышлял тем, что брался выпрямлять накренившиеся здания, почвы здесь зыбкие, а башня в Пизе, случай, в общем, вполне типичный. Одно из них рухнуло, и спасаясь от разгневанных заказчиков, Фиораванти бежал на Север и добежал до Московии, где царь Иван Третий как раз перестраивал белокаменный Кремль на кирпичный. В 1480 г. он был озадачен важным политическим вопросом: какой формы нужно делать зубцы стен и башен Кремля — прямые или ласточкиным хвостом? Дело в том, что у итальянских сторонников Римского Папы, называвшихся гвельфами, были замки с прямоугольными зубцами, а у противников Папы (гибеллинов) — ласточкиным хвостом.
Что имеем в итоге?

Нечто чудесное

Очень понравилось, очень
"Добро пожаловать на Землю, дорогой Лунянин. -
Я предполагаю, что Вы живете на Луне,
иначе Вы свой автомобиль
точно бы так не припарковали!
Землянин"


с парковки из Франкфурта
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...